фото А.Никишин
на уроке. фото А.Никишин
семья. фото А.Никишин

У Ивана Колечкина в одной песне говорится: «Оказалось, легко поется/ и ложится на слух вполне/ каждый город и всякий остров,/ хоть в чужой, хоть в своей стране».

Про таких французы говорят: человек-оркестр. Путешественник. Бард. Автор либретто к мюзиклам. В недалеком будущем — телеведущий. И все это — Иван Колечкин, учитель географии и методист НОУ «Ломоносовская школа».

Стою в коридоре и жду, пока у Ивана Сергеевича закончится урок. Из класса доносятся «Времена года» Вивальди. Они там что, петь собираются? С таким выдумщиком учителем возможно всякое. Заглядываю в щелку: школьники склонились над партами и что-то пишут. А Иван Колечкин потом собирает листочки.

— Иван Сергеевич, что это было?

— Контрольная. А музыка и организует (обозначает лимит времени), и успокаивает (уходит паническое желание списать или обратиться за подсказкой), и тему иллюстрирует.

А главное, кто раньше не слышал Вивальди, может спросить: «Что это вы нам такое красивое включали?» Так и расширяется кругозор. Лет 15 назад мышление у детей было клиповое. Теперь оно «папочковое». Знания в голове разложены, как в компьютере, по разным папкам. Приходят на урок истории — открывают файл «История», приходят на географию — открывают только «Географию». А ведь мир не делится на предметы, он един. Надо налаживать межпредметные связи. Например, в гуманитарных классах можно провести контрольную «Литературные миграции». Задание: «По последним известиям узнали, что Дубровский скрылся за границу». Какой это тип миграции? Внешняя или внутренняя, возвратная или невозвратная? И откуда цитата?

— У вас, наверное, есть и уроки в стихах…

— Случалось, на уроке про Якутию в 8-м классе я предлагал ребятам переделку известной песни: «Ой, мякон, мякон,/ не мяконь меня./ Не мяконь меня,/ Маво оленя./ На закат вернусь/ в свой родной улус./ На закат зарю,/ прямо к ноябрю». Один поет — другой после кажого куплета комментирует: «В поселке Оймякон находится полюс холода. В Якутии занимаются преимущественно оленеводством. С ноября по март — полярная ночь…» Если ученик, например, читает рэп и может содержательно — подчеркиваю, содержательно! — рассказать у доски об экономическом районировании России в рифму и речитативом, — это прекрасно! Это и есть то самое метапредметное умение: ученик переводит сведения в понятную для него форму. Но это не должно быть самоцелью — петь весь урок. Артистизм и актерство — разные вещи.

— Чехов шутил, что медицина его законная жена, а литература — любовница. А как у вас?

— Лет до 30 я думал, что главное для меня — песни, а педагогика — ремесло. Я им всегда хорошо зарабатывал. Уже давно работаю в частных школах, скажу без прикрас — многое умею и цену себе знаю. Но после конкурса «Учитель года», когда я стал кататься по стране с мастер-классами, я обнаружил, что польза и отдача от них больше, а аплодисментов не меньше, чем если бы я взял в руки гитару! Хотя, конечно, концертный навык общения с аудиторией помогает.

— Вы дарите ученикам и коллегам льготные билеты на концерты?

— Я никого не заманиваю. Более того: предпочитаю камерные залы.

— В наше время, наверное, хорошо преподавать географию. Дети своими глазами видели страны, про которые их родители когдато могли только мечтать и читать…

— В середине 1990-х на уроке в одной частной школе я предложил: назовете единственную в Европе колонию — поставлю «5» в четверти. И один выпалил: Гибралтар! Карточный долг — дело святое (улыбается в усы). Открываю журнал, ставлю «отлично». А ученик поясняет: «У нас там дом». У детей куда больше возможностей ездить за границу, чем лет 20–30 назад. Однако вот что примечательно: перед летними каникулами я прошу их захватить из стран, куда они поедут, сувенирные магнитики. А осенью предлагаю отметить ими на карте города, где они побывали. И процентов 60 не могут обнаружить места своего отдыха даже на политической карте, где отмечены государства! Про физическую я молчу. Познание мира происходит количественное, а не качественное.

— Как там у Фонвизина: не дворянская наука география, на это есть извозчики…

— География — один из трех предметов, формирующих мировоззрение. Без литературы вы «никак», без истории — «никогда», без географии вы «нигде». Ее не заменят ни туроператоры, ни навигаторы. И еще одна проблема. Заграница стала ближе, чем в советское время, а собственная страна — гораздо дальше. Для многих москвичей съездить в Санкт-Петербург уже достижение. Выросло поколение, которое не воспринимает Россию ни как объект для туризма, ни как объект для инвестиций. Надо как можно больше путешествовать с детьми.

В прошлом году наша школа устроила проект «Ломоносовский обоз» в честь 300-летия Михаила Васильевича — ребята прошли по его маршруту от Холмогор до Красной площади. Будущей элите очень полезно было увидеть настоящую Россию, завязать знакомства с ребятами из регионов. Оказывается, говорят люди на том же языке, а жизнь совсем другая. Один наш ученик, оказавшись в городе Шенкурск Архангельской области, очаровался живописными озерами, лесом. Поглядел на покосившиеся дома и подумал вслух: «Надо с папой поговорить. Сюда можно вложиться…»

— Не каждая школа может позволить себе такие дорогостоящие проекты…

— Попробуйте договориться с какой-нибудь школой в глубинке: вы к ним съездите, а они к вам. Это уже взаимополезное путешествие. Не пренебрегайте и виртуальными технологиями: покажите ребятам Камчатку хотя бы через веб-камеру.На телевидении скоро выйдет образовательная передача с моим участием. Это уроки географии, которые учитель вместе с девятиклассниками проводят в разных уголках нашей страны. Надеюсь, так я смогу помочь узнать Россию и привить любовь к ней не только своим ученикам.

СПРАВКА

Иван Колечкин (р. 1976) окончил Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина (1998). С первого курса работал учителем. Финалист конкурса «Учитель года Москвы-2010». Абсолютный победитель конкурса «Мой лучший урок», победитель конкурсов «Современный урок географии-2010» и «Активные методы обучения», лауреат гранта правительства Москвы и Премии президента РФ в области образования. Автор и исполнитель песен, автор либретто к мюзиклам «Русалочка» и «Сказка о войне и любви». Выступал в составе ансамблей и дуэтов. Лауреат фестивалей.

Сайт www.ivankolechkin.ru  



"Давай перерисуем этот мир
И в версии, стихийно обновленной,
На сервере каком-то удаленном
Останемся приличными людьми
..."

 

ЕЩЕ ОДИН НАШ САЙТ

 

 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru