УЧИТЕЛЬ ГОДА МОСКВЫ 2010 или ДОЛГАЯ ДОРОГА В ДЮНАХ

Поведники. март 2010г. Ниже - текст.

"Учитель года". Заметка 1.
Не проигрыш.
Что остается от сказки потом, после того, как ее рассказали....
Остается осадок. Сухой. Потому что остальное вышло со слезами. Радости или огорчения. Злости или признательности. Истерики... Внутренней или явной - неважно!
Все мы разные. И приходим на конкурс по разным причинам. Их наивно перечислять с целью найти что-то новое. Любая оригинальная причина уже была, пусть версифицированно. И неуместно говорить про людей, которые "идут на конкурс", что "им, вроде, немного надо". Много. Потому что затрачено на конкурс много. Сил, нервов, денег, времени...
Конкурсанты.
Варшавское гетто. Пушечное мясо. Юнкера из романса Вертинского. Только "кому и зачем это нужно" ясно с первой строки.
Одинокие, брошенные на амбразуру, вчерашние звезды округов... Да какие звезды - кто о вас знает? А после конкурса - тем более. Если, конечно, это не победа "на России". И жалкие грамоты - ничто... Много вас нынче развелось, "учителей года"... Финалисты, лауреаты... Им никто не объяснил, что после конкурса есть жизнь. И дальше надо работать и жить... А кругом булькает: "ну, чего, лузер, просвистел?"... И чью ты честь защищал? Свою? Бездарь! Нашу? Ах,ты гад, еще и нашу замарал?"
И после, презрительно-шкурно, на ухо: "чего хоть дали? Ничего? Лузер!"
Так не всегда, конечно. Но часто. И как с этим? И вечное учительское чувство вины. Чего Островский не писал об учителях - его ж герои... Они тысячами джордан бруно горят в пламени вины перед всеми: перед собой, перед школой, перед семьей, перед округом (не к ночи будь помянут)... Мало им вины за то, что вообще учителя.
А в москве - особенно. Финалисты Твери или Якутии ездят на семинары на призовых машинах. Они - элита. Москва прижимиста - флэшки и сертификаты на скидки при покупке... И - всем спасибо, массовка свободна... Освободите танцпол.
И - ком в горле - как? Все?
И ответом не удостоят. Работаем на перспективу. Дальняя бомбардировочная авиация.Цель - Берлин. А девушка, жившая педагогикой, развернулась и ушла из школы, хлопнув дверью. Детский способ решать проблему. А она и есть еще ребенок где-то. А ее - во взрослые игры. Носом. До крови. Без предварительного теста на сворачиваемость. Кто? А подумайте, кому нужны эти "молодогвардейцы"? Их же пишут их же кровью на песке какие-то фаддеевы -
Методцентры.
Их жаль не меньше. Вру: меньше. Хоть Их трясут, За волосья таскают начальники департаментов: Что ж мы ж... Собственных платонов и быстрых разумом... Зря хлеб жрете! А подать сюда! - Есть!
Те - директорам: а поставить ко столу по восемь пар конкурсантов! - Да работать некому! - Нет темы! - Где взять? - Нет темы! Исполнять! Исполняют. Ну, иди ты, умудренный, опытный и ты, молодой, перспективный. И идут. Ничего не понимают, но идут. Под нож, покорно: дальше школы не пошлют. Первый тур, второй... У опытных - слезы: отсеяли. Я ж всю жизнь... У молодых - стресс: сомнения, а тому ли я дала? Что оценивали? Чего хотели? Куда несешься? Нет ответа. Несколько счастливчиков идут дальше. И опять без комментариев. Закрытое заседание тройки ОСО. Щелк затворы - минус половина.  И так до конца... Окружного тура. Никто не говорит и не предупреждает, что учитель уже после первого этапа никому не нужен: нужен политик, оратор,  философ - кто угодно. Скажите честно - спасете - спасетесь! Нет!
Советов, рекомендаций масса - но к реальности они имеют малое отношение. Вовсе никакое. Чем ворон похож на письменный стол?  Конкурсанта настраивают на то, что надо понравиться БЖ. О чем вы подумали - неважно, я про Большое Жюри. Науськивют: надо быть... И райдер  на сто страниц. Дальше как в анекдоте: может я неправильно живу? Да нет, правильно. Но  зря... 
Большое жюри - ему видней!.
Перестраховки и попытки понять и предвосхитить желания жюри в случае с этими людьми несовместимы. Их нельзя понять и просчитать - их можно почувствовать... Вру, можно просчитать. Но у них тоже неплохо с математикой, невзирая на явную гуманитарность большинства. И они просчитают просчет. И ...учтут. И...  Не засчитают.
Да и прочувствование - не панацея, коль нет внутри искомого ими.
Вот редактор "Химии в школе" Левина произносит  в первый день: конкурс - это пир духа... Все вздрагивают. Это провокация (для тех, кто понял). Свобода, внутренняя свобода - главный критерий для входящих в большое жюри. Мир един, Я в нем почти всемогущ и нет для меня авторитетов помимо тех, кого я сам пометил на полях  заглавной буквой "а".
БЖ - клуб. ЗАО. Закрытый клуб тех, кто достиг вершин пирамиды Маслоу в образовании. Тех, кто находится вне его вертикали. Тех, кто точно понимает, что никто с ним ничего не сделает. Потому, что этим самым "никто" они, ясвин, китайгородская, казарновский нужны больше, чем наоборот. Они и без этой вертикали - создатели своих островов свободы, непризнанных республик  в образовании. Нет над ними начальства, кроме бога, в которого они тоже верят с изящной улыбкой.
И подбирают они таких же...  Тех, кто может быть непохожим на других не на заказ, а из внутреннего, взращенного или врожденного принципа. Но при этом способен быть с ними, быть Учеником. Уверенных и состоявшихся или могущих состояться. По меньшей мере, внутренне. И шкала ценностей у них, без дураков, общая и не слишком гибкая. И называют они себя "командой" безо всяких там кавычек. Летучим отрядом, в котором каждый сам по себе, но на время может стать пальцем кулака или ладони (смотря по ситуации). Впрочем, последнего они, вероятно, не осознают, но знают.
Оттого и несдержанны. Легенды о хамстве жюри умножаются из года в год. Это не хамство, а защитная реакция и проверка конкурсантов на вшивость одновременно.
И выдыхать разочарование глазами - их естественное физиологическое отличие и неотъемлемая черта. Даже улыбаясь.  Неважно, что у Каминской выдыхается "боооже...", а у других несколько иначе - суть одна. Их раздражение понятно: они собрались со всей москвы не ради вот этого мельтешения или - хуже - притворства. И это озвучивается (угрожающе-предупреждающее напутствие "Не разочаруйте нас...").
И конкурсант замыкается, пугается. Вчерашний мастер-перемастер судорожно рефлексирует и, не вынося мук этой рефлексии, прыгает бестолковым бандерлогом в открытую пасть. И вопрос Ямбурга типа"а знаете ли вы, что произошло в одном маленьком городке на юге германии 18 июля 1817 года? Нет? Ну, это явилось косвенным отражением событий во франции в середине 18 века, что, в свою очередь, послужило отголоском более ранних и предвестником более поздних событий в истории европы и было верно описано в начале 20 одним из видных голландских историков и культурологов... Но это неважно. А теперь - вопрос..." это звук начала выделения желудочного сока. Тебя уже не просто съели, дурашка. Ты уже переварен...
И не надо ля-ля. Из первого ряда явственно чувствуется: алле, мы не ищем таланты! Не надо лирики... Будь собой.
А поздно. Полгода муштры в методцентрах уже дали плоды. И люди ломаются. Чувствуют, что делают не то, а остановиться уже не могут... И горят... И им больно. Ээх, дурак, испортил песню!.. А впереди следующий год. Барабаны бьют. От предместий сбирается толпа... Несут хворост.

Rambler's Top100