ПИСЬМА, ПИСЬМА ЛИЧНО НА ПОЧТУ НОШУ...

(неоконченный фрагмент, потерпите...)


Когда-то Владимир Борисович  Пятунин на методике преподавания знакомил нас с этим приемом под общий дружный смех. Каким может быть письмо от имени  природной зоны? "Я - тайга. Глухая, непроходимая тайга...?" или "Я - бесплодная тундра....?"  Взрослым смешно. Но дети воспринимают это задание вполне серьезно. Вопрос в том, что с ними потом делать, как потом оценивать. Часто у учителей возникает дилемма: вроде бы и оценить надо,  а вроде как - творчество. Вроде как все молодцы, но этот-то молодцовее... В итоге порой просто собирают их под девизом:  "Всем спасибо, все постарались!" У детей - ощущение обмана: ведь кто-то постарался больше. Зачем тогда вообще старались-то?
А можно ведь эти самые письма превратить в рабочий материал и в точку опоры для дальнейшей работы.
С письмами я поступаю так. Они, не читаясь, собираются в почтовую сумку. Потом почтальон-доброволец разносит их по классу (если есть параллельные классы - можно поменяться сумками).
Каждый "адресат" получает по письму, и дальше они объединяются в группы по признаку общности зоны (группа с письмами из саванн, из леса и т.д.). Нашли друг друга? Молодцы. Теперь прочтите в группах полученные письма. И выберите лучшее. Вот тут-то и возникают трудности. Чтобы их избежать, нужно предложить группам критерии оценки. Высший пилотаж - подвести их к самостоятельной выработке критериев.
Обычно их три:
- информативность (пятиклассникам это нововведенное  слово очень почему-то нравится):  текст должен служить источником информации, а соотношение текста и информации все же должно быть оптимальным,
- творчество (тут необходимо определить, что под этим понимается не количество использованных ручек разных цветов, а степень погружения автора в тему),
- доступность языка и краткость (обычно договариваемся: не более 1-2 страниц, и человеческим, а не интернетно-научным языком).
Далее каждая группа представляет лучшее, на их взгляд, письмо. Остальные группы анализируют и пытаются конструктивно(и это нужно разъяснить!) критиковать (не ловить блох, не придираться к мелочам, а пытаться найти достоинства (что дети, да и взрослые подчас делать не умеют) и недостатки как представляемого текста, так и, собственно, представления.
По сути, несложное творческое  домашнее задание вытекает в конференцию, на которой дети учатся анализировать, презентовать (заметьте: чужую работу!), конструктивно критиковать, воспринимать критику, общаться.
А письма становятся частью музея кабинета географии. Трогательно, когда десятиклассники приходят и перечитывают свои письма пятилетней давности. Ржут, конечно. Но ведь формирование многих их личностных  качеств происходило именно тогда. И, в немалой степени, благодаря этим наивным письмам...


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

далее
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru