ЭТИ ГЛАЗА НАПРОТИВ...


Страшный атрибут кабинета географии - осуждающе глядящие со стены портреты путешественников. Как правило, на комплектных унифицированных изображениях Магеллан и Кук различаются только париком. А Миклухо-Маклай слабо  идентифицируется  только благодаря  бороде. Нежелание издательств связываться с вопросом авторских прав на существующие в природе удачные портреты заставляет их заказывать весь комплект одному художнику (а стремление снизить затраты - не слишком талантливому).  В итоге смотрит со стены  шеренга универсально укоризненных  глаз, повергающих в отчаяние за то, что не заменил собой Кука в салате аборигенов, а умирающего
Никитина не донес на руках до родной Твери.
Устрашающесть выражений лиц, вполне вероятно, по замыслу автора, должна отпугивать потенциальных желающих усовершенствовать портреты посредством пририсовывания рогов или папирос. Но от этого не легче.
Такая же картина в кабинете литературы, где взгляды  выстроенных  повзводно писателей жалобно просят прекратить их мучения любым, хотя бы и  варварским способом.
Что ж делать? Совсем-то без отцов-первопроходцев  как-то нехорошо.(Кстати об отцах: ни одной женщины в географических галереях я ни разу не видел - а ведь и они совершали открытия и исследования (ну, хоть Мария Прончищева). А как быть с женами, которые годами ждали или, подобно супруге Черского, сопровождали в странствиях?)
Опять же при современном развитии печатного дела подойти к вопросу с портретами творчески мешает лишь недостаток воображения.
Для начала нужно определиться с компанией, то есть со списком.
Кто-то посчитает кощунственным самому выбирать из бездны достойных героев прошлого. А доверять выбор равнодушному редактору - не кощунственно?
Единственный раз я как-то попал в фокус-группу некоего издательства, предлагавшего учителям самим составить списки путешественников для комплекта портретов. Надежда заалела. Однако, когда комплект вышел из печати я, при случае, заглянул в перечень, и обнаружил стандартные 10 имен.
В вопросе списка исходить можно из разных целей. Но ключевое слово - цель. То есть: зачем я помещаю на ограниченное пространство классной (и без портретов, особенно после покраски) стены портрет  именно этого человека?
Можно отобрать тех, кто внес, по вашему мнению, наиболее весомый вклад в развитие изучемой науки. Именно по-вашему, потому что ВЫ их жизнью (подвигом, смертью) восхищены и должны быть в состоянии ученикам свое восхищение объяснить. Надеяться, что ни один ребенок не спросит, а что этот бородатый мужик совершил такого, чтоб так смотреть на меня 40 минут, наивно. Спрашивают. И вот тут-то и обретается ваш недешевый авторитет. Или рассыпается в прах.
Есть иные подходы. Например, один коллега поместил на стену только русских путешественников и ученых из патриотических соображений. Другой (совмещая преподавание географии  с преподаванием английского) - напротив, только англоязычных, исходя из межпредметности. Третий - поместил только тех, чьих портретов (по его, разделяемому мною  мнению, несправедливо) нет в учебниках. То есть, его отправная точка - расширение информационного пространства.
Одна знакомая географиня вообще отказалась от портретов: "Страшные они, - говорит, - какие-то..."
 Да Бога ради!
Главное, собственный выбор и функциональность портретной галереи. И люди на портретах все ж должны быть "живыми"...

Да, и еще: почему только путешественники?Ни в одном кабинете не видел портрета Жюля Верна. А уж он-то сделал для развития и популяризации нашей науки не меньше многих.А Юрий Гагарин? Или Алексей Леонов? Их шаги в космос ни что иное как расширение границ географии до космографии.
Портреты могут, кстати, украшать не только стену. Но и полки. У меня на полке в кабинете стоят и  томик Марко Поло, и  несколько томов Жюля Верна (взять с полки том и прямо с листа прочесть на уроке несколько нужных строк - эффектный, с точки зрения режиссуры урока, ход). А на их фоне - небольшого формата портреты авторов. Эстетично и практично: небольшой портрет можно взять в руки и поставить на стол перед классом на уроке, к примеру. Подобные мелочи деформализуют урок, привносят личностный элемент и переключают внимание с уже, увы, привычных презентаций (котые, все-таки, заготовленные).
Великое болото Интернета позволяет выбрать наиболее удачное (критерии удачности у каждого - свои) изображение. После чего, отформатировав, распечатать и вставить в рамку, коих на рынке видимо-невидимо.  И тогда каждое лицо на портрете будет помогать на уроке, подсказывать, одушевлять географию, а не обезличивать ее...

назад

далее
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru