«Зачем географу СКАЗКА?
или
Зачем сказочнику ГЕОГРАФИЯ?»

Колечкин И.С. учитель географии НП ДВОК «Пенаты», ЦО № 686 "Класс-Центр"
Середа Е.В. аспирант МПГУ

На первый взгляд не очень понятно, кому и зачем это может понадобиться. Пожалуй, это тот самый случай, когда опыт мало кто может перенять, да и «изобретателю» он  редко служит повторно. Для этого нужны особые обстоятельства. Об этом порой говорят: так звезды сошлись.
Десять лет назад, в самом начале трудов на учительском поприще,  случилось мне (Колечкину И.С.) работать в одном негосударственном учебном заведении (за давностью лет не буду называть). А особенностью большинства негосударственных учебных заведений являлось (да и является) добавление в учебный план чего-нибудь эдакого, чтобы родители потенциальных учеников могли объяснить своим друзьям и знакомым за что, собственно, платятся деньги. Характерным приемом было “сдвинуть” предметы средней школы в начальную. При приеме на работу мне так и сказали: как хотите, уважаемый, а география у нас – с дошкольного отделения. Крутитесь, как хотите. К слову сказать, ныне широко издаваемых и пользуемых во многих школах учебников А.Казакова для 2-3 классов не было. То есть свобода для творчества – бесконечная.
“Социальный заказ” работодателя был таков: нужно, чтобы дети могли удивить родителей широтой и глубиной своих познаний, да чтоб слова могли пользовать при этом самые заковыристые.
В описываемое время в учебниках для средней школы только-только стали упоминать о гипотезе  происхождения материков: ну, Пангеи там, Лавразии – Гондваны всякие и т.д.       - Сильно? – Естественно!  Но как изложить миллиардлетнюю историю развития планеты даже не младшему школьнику, а дошкольнику-подготовишке? Да еще так, чтоб запомнилась последовательность основных  событий? Да так, чтобы он сумел донести ее хотя бы до дому?
Придумалась сама-собой сказочка. Сказочка непростая, замысловатая.
--------------------
Случилось это так давно, что никто уже этого и не помнит, а если и говорит, что помнит, то явно обманывает, потому что помнить об этом просто некому, ибо произошло это в те далекие-предалекие времена, когда и человека-то на Земле просто-напросто не было. Да-да, были и такие времена, как бы нам не хотелось этому не поверить.
 В одной известной-преизвестной Галактике, в до боли знакомой планетарной системе, где все планеты, как сумасшедшие, мотались вокруг звезды со странным-престранным именем Солнце, жила-была голубая-презеленая(?) планета по имени Гея. И была она голубой-презеленой потому, что похожа была на большой круглый бассейн, в котором еще и самые небольшие твари не плескались, а жила лишь такая мелочь, какую и в наиточнейший-пресовременнейший микроскоп-то  разглядишь с трудом превеликим. И посреди этого голубого, чистого-пречистого, глубокого-преглубокого бассейна-океана, который звали Паном Талассом, возвышался огромная-преогромная, похожая на свежеиспеченный (только из печи, стало быть) пирог с яблоками, суша – материк по прозвищу Пани Гея. Скучно было огромной Пани Гее жить, поскольку даже и поговорить-то-посплетничать, кроме как с Паном Талассом ей было не с кем (а ведь все женшины такие болтушки, да сплетницы!)
Как-то летним, а может и осенним, впрочем, очень  может статься, что и зимним (хотя никто не уверен в том, что не весенним) днем (а быть может, и ночью) пролетал мимо планеты на сверхскоростном звездолете главный-преглавный Вселенский Волшебник Систиматий. Обычно он просто пролетал мимо, даже не замечая голубой планеты. А тут, то ли воды в карбюратор залить понадобилось, то ли просто притомился он от дел своих волшебных, в общем, приземлил он свой звездолет аккурат на самом берегу Пани Геи, и подслушал (конечно же, совершенно случайно, потому что вообще-то подслушивать – нехорошо) их разговор с Паном Талассом, где Пани Гея жаловалась, что, мол, хорошо было бы, если бы у нас были детки – куда веселее было бы!
Пожалел их Систематий, вырвал из бороды своей необъятной волос, пробормотал два-три слова волшебных, усмехнулся в усы, да и улетел – только его и видели.
А Пани Гея вдруг затряслась вся, задрожала, разрумянилась, да разломилась на две половинки. И стало их, материков, двое – двое девчонок – и назвали их Гондвана и Лавразия, и океанов тоже стало двое: Пан Таласс да мальчишка – Тетис. Конечно, вчетвером им стало куда веселей! Они даже иногда играли в шашки или в салочки, отчего у Лавразии и Гондваны изредка случались землетрясения легкие извержения вулканов от избытка эмоций.
Но недолгим было счастье. Прослышал об их идиллии гнусный-прековарный межгалактический злодей, имя которого мы произнести не решаемся, чтобы чересчур никого не напугать. Скажем лишь, что у этого злодея всякий раз, когда кому-нибудь где-либо было хорошо, ужасно болели зубы!
Мерзкий-препротивный злодей мог бы, конечно, разрушить планету одной-единственной атомной злобомбой, но это обязательно заметил бы Систематий, который внимательно следил за всеми негодяями во Вселенной, где бы они ни старались напакостить. И Систематий вполне мог бы за такие дела превратить злодея в безымянный астероид или третьеразрядную комету.  Тогда злодей сильно-пресильно напрягся и придумал изощренный способ: он спустился на планету под видом межпланетного рекламного агента и «по большому секрету» рассказал Лавразии и Гондване, гревшимся на солнышке на берегах Тетиса о суперновой, экстрапопулярной и гиперувлекательной игрушке – роликовых коньках! Глаза у девчонок загорелись – им, конечно же, сильно-пресильно захотелось заполучить такие коньки и злодей, будь он неладен, подарил им по комплекту. Гондвана и Лавразия сразу же принялись кататься и, хотя Тетис и просил их быть осторожнее с новой игрушкой и не очень-то быстро гонять, кто же будет слушаться брата, пусть даже и старшего! И так они разрезвились, что не заметили, как сначала у одной, а потом – у другой ноги разъехались в разные стороны и раскололись материки на шесть частей: Гондвана на четыре, а Лавразия – на две. Вы, наверное, и сами уже догадались, как их назвали. Братьев тоже стало больше: целых четверо.
Так они и зажили, вдесятером на голубой-презеленой планете и живут по сей день. И увидеть их могут не только космонавты, но и мы с Вами на круглом шаре из папье-маше, который есть в любой школе – глобусе!


Вы спросите: а что же злодей? Ведь в сказках злодеев обычно наказывают в конце. Зубы у него так разболелись, что он сам побежал к врачу и тот ему их взял - да и удалил. А без зубов – какой же он злодей?

Некоторое количество воды утекло с тех пор. Многое поменялось. Вышеупомянутое учебное заведение уже не существует. Тема вышеозначенная появилась во всех мыслимых учебниках и  программах. Даже третьеклассникам про это рассказывают, правда,  лишь тем, что по системе Занковской учатся (программа яркая, но, к слову сказать, для нее учебники пишут -- ой-ой-ой! Попробуйте-ка сами почитать, господа взрослые!). И уже в ином учебном заведении, «Класс-Центре музыкально-драматического искусства», тогдашним пятиклассникам случилось мне вновь эти давние историко-геологические события освещать (в рамках программы по природоведению). И припомнилась сказочка. И с таким удовольствием легла она на детские слух и память – что до сих пор те ее вспоминают и геологические периоды не путают (а они уже, слава Богу, восьмиклассники).
Все просто. Сказка  для третьеклассников – пятиклассников, только-только из раннего детства вышедших, хорошо знакома и близка. Это ниточка, связывающая их с только что оконченным этапом жизни. Потому и слушают (читают) они ее с огромным удовольствием, и в памяти-то самое важное застревает – не выкинешь. Расскажи им о ветре, который суть есть однородная масса воздуха со схожими свойствами, перемещающаяся горизонтально над поверхностью Земли из области относительно повышенного давления в область относительно пониженного. С ума сойти! А можно и сказочку выдать, вроде как у почти забытого ныне  Евгения Пермяка. Кстати, .  у этого автора есть масса «дидактических», а на самом деле просто  замечательных сказок и притч о явлениях природы, сменах исторических формаций и т.д (одна только «Сказка о стране Терра-Ферро» чего стоит!). Было бы несправедливо не упомянуть также других авторов-сказочников, произведения которых запросто можно и нужно использовать учителю географии: астрономические сказки Е.П.Левитана, географические - И.И. Шурко. Список можно продолжить.
Но самое замечательное – это когда дети создают сказки сами. С недавних пор в некоторых школах введен предмет – школьная риторика. Учат на нем  вполне обычной вещи – говорить. Да не просто языком Эллочки-людоедки и Бивиса с Батхедом, а великим, могучим, тем самым, что надежда и опора во дни сомнений (далее по тексту). Причем используя его адекватно различным жизненным ситуациям (торжество, похороны, научный симпозиум, любовное свидание, вечеринка у друзей – да все, что угодно).  В программе этого предмета имеется особый раздел «Сочини сказку», в процессе изучения которого детей учат приемам стилизации, навыкам владения сказочной речи и, наконец, созданию полноценной сказки, как на заданную тему, так и на свободную. Рассказывание и сочинение сказок – это искусство. И причем именно то искусство,  которому было бы весьма неплохо школьников обучать. И не только потому, что сказка дидактична, а еще и потому, что рассказывание и сочинение сказок позволяет ребенку перевоплотиться и в этом перевоплощении раскрыться (а значит позволить учителю увидеть свое внутреннее «Я»). Такому перевоплощению способствует даже сама сказочная речь.
Так, мы попробовали с нашими, «класс-центровскими» (ЦО № 686) школьниками 6-8 классов устроить конкурс географических Сказок: условия, призы – все «как у больших». Ожидалось штук 5-6 работ. Пришло 28. Правда, наиболее интересными оказалось штук 8 (и авторами оказались те самые бывшие пятиклассники, а ныне – восьмиклассники, которые еще помнят вышеприведенную сказку о Пангее). Но и это - немало. Приведем в пример лишь одну. Для чистоты эксперимента – не ту, что заняла 1 место.
=======================================================
Виленкина Карина, 8 «б» класс.
Циклон и Антициклон. Старинный сказ.

Жили на свете два силача - Циклон и Антициклон. Жили в одном селе, но не дружили с детства.
В этом же селе издавна повелось: по вечерам устраивать игрища. А любимым была – Циклонально-антициклональная борьба, или, по-простому – Фронт.
Собирались на эти игрища все жители села. Собирались с вечера на завалинке, беседы вели, борцов дожидались.
Сначала обзывалки были – лишь ветер, малость подвывая, слегка листву шевелил.
Потом борцы толкаться-задираться начинали - ветерок порывистым становился, усиливался, первые капельки пота моросить начинали.
А уж когда не на шутку сходились, да Циклон верх брал – такое начиналось, на что зрители уже из-за окон домов смотрели – такой ветрище поднимался, да ливень поливал.
А коли в победители Антициклон выходил – тут уж даже старики древние на двор выходили – так ясно да тепло становилось на свете. И – ни ветерка, ни облачка – благодать.
И так по сей день дерутся. И всякий раз только один побеждает. И ни разу ничьей не выходило – ну, не могут уступить друг другу.


Потому-то и погода – женского рода, что непостоянна.   

Заметьте, сказ – по всем канонам. Краткий, правда. Но, с точки зрения жанра – неплохо стилизованный: от начала до конца. При этом принципиальная общая циркуляция атмосферы европейской части России и соответствующие ей типы погод освещены в достаточной для гармонически развитой личности степени без ущерба ее психике.
Что это дало? На первый взгляд ничего. Кроме того, что два редко (к сожалению) пересекающихся предмета - география и риторика  - пересеклись в небольшом тексте, созданном детской фантазией и воспроизведенном детской рукой. И ребенку по-житейски, без дидактичности, понятно: для чего ему литература, и на кой, собственно, география… Произошло то, что еще часто  называют умным словом ИНТЕГРАЦИЯ.
И интересно, что сказка – не единственный жанр, который можно взять на вооружение преподавателю географии (истории, биологии, физики и т.д.). Мы проводили конкурсы считалок и дразнилок (кто бы мог подумать, что последовательность Хоккайдо-Хонсю-Сиккоку-Кюсю можно с таким ажиотажем вновь и вновь произносить, как элемент считалки). Судите сами:

Андронова Рита, 6 А (дразнилка)

Хоккайдо пришла к Хонсю,
Спросила: «А где Кюсю?»
Кюсю ей ответил: «Иди ты
К Сикоку.

Он скажет тебе, где Хонсю.»

Хоккайдо пришла к Сикоку.
Сикоку сказала Хоккайдо:
«Ну, вот же он, твой Хонсю.»
Хоккайдо Сикоку – кусю!

Ложкова К. 6 «А» (считалка).

Хоккайдо гуляла,
Сиккоку упала,
Хонсю стирала,
Кюсю роптала.
Хоккайдо, Хонсю,
Сиккоку, Кюсю
Варенье упало
Кюсю заорало:
Мне жалко варенья,
Начнем все сначала!
Хоккайдо, Хонсю,
Сиккоку, Кюсю.

И, напоследок, небольшое хулиганство, еще из студенческих времен -- ТОСТ (гляциологический):
Как известно, ледники бывают горными и покровными. Горные слишком высоко, потому – поговорим о покровных. Они, как правило, образуясь в некоем центре, начинают накапливать снег, превращающийся затем в лед, растут, набирают силу, становятся все больше. Продолжается это до тех пор, пока ледник не достигнет побережья, где обломится в море.
Так выпьем же за то, чтобы мы никогда не уподоблялись тем ледникам, которые растут, развиваются, а потом – бац! – обламываются…

статья написана в 2000г

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru