«Вновь компромисс или  "Не единственный, но лучший?.."
(о конкурсе "Мой лучший урок", записки победителя )

Часть 1. Романтическая

Согласитесь,  хорошо,
Что из повседневной чуши
В этом городе большом,
Не единственном, но лучшем,
С самых разных берегов
Нас собрал не конкурс - случай,
Чтобы дать урок всего -
Не единственный, но лучший.

Упускать не стоит  шанс
Встретить родственные души,
Их увидев среди вас,
Не единственных, но лучших.
Только вместе мы поймем:
Слышать большее, чем слушать -
Методический прием.
Не единственный, но лучший.

Конкурс кончится. Уйдем
По одной девятой суши
Каждый - собственным путем,
Не единственным, но лучшим.
Но когда-нибудь найдем
Повод к встрече. Мы везучи.
Ведь профессией живем
Не единственной, но лучшей...

Март 2011


Часть 2. Реальность

Даа.. Это ооочень странное место...
("Алиса в стране чудес")

Как я любил в детстве эту пластинку. Ну, все в ней совпало: сумасшедшесть Льюиса Кэррола, харизма Владимира Высоцкого, талант Георгия  Гараняна, мастерство Клары Румяновой и Всеволода Абдулова... И им хотелось верить, что место - странное. Ну оочень...
К чему это я? Ах, да. 
Про  конкурс "Мой лучший урок" мне рассказал замечательный Дима Жемчужников, который год назад плюнул на обидевший его финал "Учителя года москвы" и, пока мы в Паведниках  в конкурентной борьбе сбивались в стаю, с легкостью выиграл финал этого конкурса.   "Любой, - говорил Дима, - кто способен внятно написать им три строчки про урок, проходит в финал".
А финал требует взноса от 9 до 14 тысяч (в зависимости от необходимости проживания в Москве в гостинице).
Не шибко размышляя о последствиях, я взял урок, приготовленный для 2 тура "Учителя года" Москвы, подогнал под заявленный формат, отправил. И забыл. На пару месяцев.
И вдруг меня, вежливо так, приглашают на финал...
Ну, финал - так финал. Смотрю список:  человек 200. Сколько ж было в полуфинале? Да почти столько же. Просто все, кто был готов заплатить взнос, в финал и проходил. Коммерческий конкурс такой, вроде игры в покер. Ставки. Ну, за меня заплатила школа. А был в финале и народ, заплативший из своих, кровных (а для коми или воронежца - это деньги!). Наверное, и впрямь думали выиграть.
Одно грустно, - думаю, - суббота и воскресенье пропадают - две недели без выходных... Тяжко...

Внимание, ОГОВОРКА: все, о чем пойдет речь далее, касается только 4 направления, и то - не всего, а только группы "Биологи-географы-химики-информатики". Есть мнение из группы "физики и математики", совпадающее с моим. Тот же Дима Жемчужников (см. выше) рассказывал о прекрасной атмосфере профессионального общения в 2010г. Так что, возможно, год неурожайный. КОНЕЦ ОГОВОРКИ.

Первый день. РХТУ. Меня видно вдали.

(фото с сайта конкурса http://www.mendeleev.upeg.net/index.htm )


Первые два дня проходят в помещении РХТУ. Вот уж и впрямь место странное. Заблудишься - только археологи найдут. Помните героя Фарады из "Чародеев"?
Иду по коридору РХТУ, аккуратненький такой: костюмчик-троечка серенький, бородка, очки, папочка в руках, степенность... Навстречу барышни с бэджиками фестиваля. Проходя мимо, слышу: "Какие профессора-то тут молоденькие..."
Итак, съезжаются 200 человек.
Народ пестрый, многонациональный. Потрепанный, в большинстве. Мужиков - по пальцам руки: я, два физика, по одному химику и биологу и один по ОБЖ. Возможно, кого-то пропустил - да простят мне.
После "УГ москвы" выглядело все это провинциальным зоопарком. Как повторяла периодически одна (воронежская, кажется) тетушка-конкурсантка:"интеллехентныи ш люди..."
Начались семинары. Сложно оценить, поскольку заявленные мастер-классы были часовыми лекциями , а лекции - проповедями или напутствиями. Но это частности. Что-то было небесполезно и даже обучающе-развлекательно. Пожалуй, вообще лучшим выступлением за всю неделю была лекция Михаила Викторовича Богуславского про психологические типы людей. Живенько так, без бумажки. Замечательный говорун. Аудитория каталась по полу.
А вот за ним выступал странный человек со странной должностью (или званием?) - эксперт по человеческому капиталу. Полтора часа попыток связать нарочитую академичность и штучки из арсенала "Учителя года" сводились к мысли об  инноваторском мышлении как способе не дать превратить себя в быдло.. Где-то в середине выступления он договорился до того, что Земля круглая и что подтвердил это предположение Эратосфена не кто иной, как... Христофор Колумб. Оговорился, что ли? Но когда Колумб с его слов еще дважды неким непостижимым образом подтвердил постулат о круглости нашей планеты, я не выдержал. После лекции подхожу, извиняюсь. Спрашиваю, может, с Магелланом перепутали? Внезапно пугается: ничего, мол, такого про Магеллана я не говорил. В общем, выясняется, что он и впрямь не очень в курсе тонкостей деяний великих мореплавателей. Но аргумент, оправдывающий его невежественность, был убийственен: "...но ведь никто ни разу мне об этом не говорил. Это вы так глубоко (программа начальной школы!) знаете предмет. Люди ж слушают..." Пипл,  - перевожу, - хавает. Не быдло, говорите? Эксперт...
А дальше пошли уроки. Презентация - не более 10 минут. Время отсчитываем сами и, по истечении, говорим "ку-ку". Ощущение времени у всех, мягко говоря, неодинаковое.  В итоге кто-то говорил больше, кого-то обрубали раньше положенного.
Жюрение относительное. Никакого ведения протоколов жюри я не заметил. Зато конкурсанты жюрили активно, по 10-балльной системе. После первого же обсуждения и оценивания уроков конкурсантами я пришел в ужас. Никто не ждет объективности. Но элементарный здравый смысл-то должен быть! Конечно, представления уроков, в абсолютном большинстве, и вправду, скучные и невнятные... Зачастую выступающие сами толком не понимают, что конкретно презентуют.
Барышня из Петрозаводска взялась рассказывать про свою педагогическую династию. Подробно... Начала от прабабушки. На младшей сестре время кончилось. Она так удивилась, что не успела дойти до самого урока... Расстроилась, наверное...
У биологов почему-то в фаворитах оказалась тема "Сердце". Пятый  выступающий с этой темой был встречен хохотом. Дело еще и в том, что уроки были одинаковые. От плана до ... картинок в презентации. А одно и то же анимированное сердечко из интернета в каждой из презентаций, привезенных из разных уголков необъятной, вызывало раздраженный выдох.
Географы убили все. До одного. От новороссиянки с лекцией про беды Курил до москвички с Аральским морем ("...и тут я говорю детям: желаю, чтобы вам не было так стыдно за свое поколение, как стыдно нам за наше, не уберегшее эту жемчужину.."). Слово "жемчужина" набило оскомину на второй день, а на третий грубо и безжалостно топталось по оскомине коваными сапогами.
Жемчужинами были: город Тобольск, Телецкое озеро, Байкал(по определению), поэззия Пушкина, капля первого весеннего дождя, слезы любимого(как же его достать надо!), фильм "Доживем до понедельника" и масса других вещей. Ну, хоть бы один с бриллиантом сравнил. Нет: помимо жемчугов ничего ценного.
Если на "Учителе года" возникало впечатление, что соревнуются "кто кого переоригинальничает", то, как ни парадоксально, здесь - наоборот. Кто банальнее.
А песни и стихи, подарки жюри и прочее вызывало ощущение, что я на поле чудес или на минуте славы...
К концу первого дня чувствую: пухну. не могу больше. После 18 выступающего - все. уйду, думаю. Не успел. На сцене конференц-зала появилось странное создание.представьте себе прямоугольный шкаф размером метр шестьдесят на метр и сверху голова - квадрат, в темных очках, в черных сапогах и женской полевой военной форме цвета хаки с погонами лейтенанта. Была такая книжка во времена детства "Капитан Крокус". Вот прямо оттуда персонаж такой.
Краснодарский край, станица тра-та-тавская, учу обэжэ, - грохочет появившееся, - вот вам, жюри, наш краснодарский календарь (на "Поле чудес", что ли, ехала?).
Так вот, - продолжает в тональности танка т-90, - у меня любой урок начинается с исполнения гимна России. Причем, говорит так, с выправкой. В смысле, если в паузы между словами вставить привычные любому служившему междометия, то речь обретает абсолютную смысловую полноту.
И врубает гимн россии. И на экране старшеклассники в униформе (белый верх, черный низ, кожаные галстуки) встают из-за парт и поют.
Зал в шоке. Кто-то пытается встать, кто-то испуганно озирается. Ситуация неоднозначная. Гимн все-таки... А тетка со сцены внимательно поверх черных очков простреливает поверх голов публики взглядом. И когда половина народа в зале поднимает пятые точки, музыка обрывается, а тетка рявкает: то-то же! Плохо у нас с патриотизмом! А это - плохо! Потому что все должны! Тема урока: честь офицера!
На экране маршируют, отдают честь  юноши и девушки с одухотворенными лицами. Парень с короткой стрижкой и колким взглядом: я, как будущий солдат, а возможно - офицер - вижу страну... Барышня лет 15-16, в той же форме, вторит: я, как будущая жена офицера....
И все так патриотично. Не петрушечно, как у Джигурды или Безрукова, а, скорее, как у пушкинистов из фильма "Бакенбарды" или из немецкой "Волны". В общем - страшно. И везде "они должны, обязаны, призваны"... Набор глаголов - и очевидно, что осмысленных - по кругу.
Последний вопрос, который задало конкурсантке жюри: а какое у вас образование? Я, - говорит, - кубанский институт физкультуры кончала (цитата - И.К.), потом 25 лет работала в воинской часи номер бла-бла-бла, внутренние войска! Зал ойкнул. Охраняла или конвоировала четверть века. А теперь вот... К вопросу об инициативе президента о привлечении в школу людей с непедагогическим образованием, способных принести в нее жизненный опыт. Нормальный такой опыт в кубанскую школу пришел.
Но самое страшное, что некоторое количество училок этот пафос горячо поддержало... "И правильно, - говорят, - надоел бардак!".
Вообще, с иронией, тем более - с самоиронией у периферийного училковства - тяжело. Серьезны как уголовный кодекс. И так же консервативны.
Выступление барышни в огромных очках с гимном  общественным насекомым, состоящим из фраз типа "они такие милые, нет?" и "ну, разве не чудо, нет?". Содержательный урок.
Были и совем ученические работы и представляли их как соответствующие девоньки, так и совсем несимметричные по возрасту и стажу пожилые тети.
Кто-то пытался быть академичен: "тема моей диссертации...(многосмысленный взгляд поверх очков) ...отражает главную цель представляемого урока...". Далее - про диссертацию, величие научного руководителя и трудности соискателя. На урок времени не хватило. И ладно. Зато "тема моей диссертации"... . Совсем юная "чернобровая казачка" со стажем работы 6 месяцев прдставляла урок в 5 классе: "Планеты Солнечной системы". Я аж напрягся: Ну, давай, мол! Когда она "предложила" детям взять в руки шарики с названиями планет, я совсем уже исполнился надежды: ну, сейчас активная форма работы! Ну, сейчас менякмся местами, вращаемся вокруг Солнца! Черта с два! На ниточках шариков были привязаны записки с описанием планет. Их-то дети и озвучили. И - все!
Кто-то "трубил охоту" ("наш предмет намеренно и целенаправленно выдавливают из школы.. Так ополчимся!).далее следовал урок, по итогам которого хотелось закрыть предмет напрочь.
Кто-то "путал следы": вообще-то это (хи-хи) не мой лучший (хи-хи), точнее мой не лучший (хи-хи) урок... Но я его очень люблю.... Потому что дети его любят..." Урок оказался о паразитах человека. Тоскливый, как путь по кладбищу.
На экране появляется лицо: абсолютно монголоидного типа пожилая женщина. И  имя ... Ни за что не догадаетесь:Сидорова Мария Петровна. Республика Саха. Химичка. Невозможно передать текстом, как она говорила. Самозабвенно и ... Очень, до коликов смешно. Нет, текст, наверное, был серьезным. Про кислоту, которую "нельзя на стол лить, однако, ага?" но оценить степень серьезности сказанного было невозможно, потому что то, КАК это говорилось, темброво, интонационно, с совершенно анекдотичными междометиями, затмевало все. Ей "куку!" - она: ага! И - дальше! И никакая кукушка ее не спугнет. Охотник, однако!
В общем, описывать все уроки невозможно. Тем более, что большинство перемешалось в памяти.
Действительно неплохих представлений было крайне мало. Вообще единицы.
Мелькали неплохие схемы или приемы. Например, сравнение берцовой кости и Эйфелевой башни, аналогия между генеалогией и генетикой с выходом на органическую химию, построение плоскостей и их многообразие в жизни... Нет, не все было отвратительно. Попадались люди явно с учителегодовской школой. Но вели себя, в большинстве, стыдно. Почему?
Я никогда не соглашался с тем, что "красота (иногда говорят - доброта) спасет мир"(тем более, что у ФМ было продолжение фразы). Но то, что некрасивость и недоброта его погубят - наверняка. Как же злобно оценивали друг друга тетки!  Причем, чем лучше или интересней (и непонятней  среднему восприятию) был представленный урок - тем злее были отзывы в кулуарах (да это не урок! Это не химия! Это не метод! Это шарлатанство! Где она взяла этот урок? Откуда у нее 2 часа биологии в 10 классе? И т.д.) Далее  критики сами выходили на сцену и делали то же самое. Одна весьма активная пожилая биологиня с половиной рта золотых зубов все время нажимала на то что "нет такой  темы в программе"... И когда в последний день вышла на сцену и заявила произвольную тему урока, тут же уточнила:"Да, я сама ее придумала, но (указательный палец вверх) по просьбе ж детей!". Ну так!..
Оценки жюри остались неизвестны. В финалистах так и остались несколько непротивных уроков, а зато несколько явно посредственных получили 2 и 3 места... Мы разделили первое место с физиком из Дагестана. Нам повесили на лацканы пиджаков медали "За службу образованию". Даже не шоколадные. И вернули первоначальные взносы... 
Мы не ощущали счастья. Мы победили. Было бы кого...
Так с чего ж я начал-то? С Алисы, конечно. Это ооочень странное место... Сумасшедшесть есть с избытком, харизм тоже слегка нанесло, таланта - десятые доли, мастерства - и того меньше... Даже улыбка чеширского кота - в его роли Е.Е.Шестернинов -    тоже присутствует. Он-то все понимает. Оочень странное место. Едут дураки со всей одной девятой суши, от мыса Челюскин до горы Базардюзю и с Куршской косы до мыса Дежнева...и везут свои кровные взносы... И ничего больше...
А жаль.

Часть 3. Творческая


Как авто когда-то заменило конку.
Как комбайны потеснили плуг с полей,
В век учителя – урок заменит конкурс
Кто талантливей, умнее и смелей.

Педагоги все - от мозга до поноса,
Педагогикой, как бубнами звеня,
Все каменские, все яны, все - амосы
Монтессори и Левины на крайняк.

От Москвы до (прости, господи!) окраин
С южных гор и даже с северных морей.
Понаехали якут, чуваш, татарин,
И экзот - биробиджанский нееврей.

Среди этносов немало незнакомых
Нганасан один и камчадала два,
И бесстрастные, как в коме, трое коми
И расслабленные питер и москва

Все решительны и строги, словно путин,
Первый шаг к победе делается лишь:
Кто находчивей использует компьютер
Ну, а творчески компьютерную мышь

Все в профессии как минимум от бога
На сто миль  разлет осколков от идей.
За предмет порвут на фантики  любого
Можно гвозди делать из таких людей

Так, казаческий урок патриотизма
Научил, что с пацифизмом я не прав
И, на случай мирового катаклизма
Я зубрю матчасть и воинский устав

И, пока не убежден, что не в прицеле,
А по коже  пробегает мелко жуть,
Как невинность я блюду честь офицера,
А  в запасе две учительских держу...

Спиртом жидким – но не тем – рабочих поют
На Урале. Учат тоже без затей
Им в учебе помогает Повар Поинт
Он готовит просто мастерски детей.

Учат многому предметно, меж- и мета-
Кислоту не лить на оголенный стол,
не разбрасывать листовки против ветра,
И курилы не бросать на произвол.

От сибири к нам в столицу путь неблизкий,
вдоль транссиба полз - и вот уже в москве -
Победитель – таракан южносибирский
Всех быстрее пишет мелом на доске

Не встречается, казалось, столько в жизни
Раззадорных и охочих до затей
Мастеров и кандидатов по харизме
И умению влюблять в себя детей

В этом виде мужику из Анадыря
Проиграла в пух девица из Твери
Он за час  влюбил в себя 5о4
А она  всего лишь 333.

Современно, но, увы, не в чистом виде.
Надо конкурсы - в мобильный интернет
Что? Уже? Где конкурс? на орбите?
Адрес сайта: www.uchilok.net...


март 2011

 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru