Приемы установления межпредметных связей на уроках географии у учащихся 10 классов (на примере урока «Пути решения локальных геополитических конфликтов»)

Колечкин И.С. учитель географии НП ДВОК «Пенаты»,
Середа Е.В. доцент ВА МО РФ

(Материал удостоен диплома победителя всероссийского конкурса "Современный урок географии" - 2010)

Проблема межпредметных связей интересовала педагогов еще в далеком прошлом. Ян Амос Коменский выступал за взаимосвязанное изучение грамматики и философии, философии и литературы, Джон Локк - истории и географии. В России значение межпредметных связей обосновывали В.Ф. Одоевский, К.Д.Ушинский и другие педагоги. В настоящее время, пожалуй, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе преподавания.
Современный этап развития науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга.
Связь между учебными предметами является, прежде всего, отражением объективно существующей связи между отдельными науками и связи наук с техникой, с практической деятельностью людей, определяет роль изучаемого предмета в будущей жизни.
Межпредметные связи являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение ими обобщенным характером познавательной деятельности.
Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников.
Межпредметные связи следует рассматривать как отражение в учебном процессе межнаучных связей, составляющих одну из характерных черт современного научного познания.
При всем многообразии видов межнаучного взаимодействия можно выделить три наиболее общие направления:
1. Комплексное изучение разными науками одного и тоже объекта.
2. Использование методов одной науки для изучения разных объектов в других науках.
3. Привлечение различными науками одних и тех же теорий и законов для изучения разных объектов.
Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительство, а созидание в сотрудничестве и сотворчестве. Установление в процессе преподавания конкретного урока межпредметных связей является необходимой составляющей системного подхода к обучению, является элементом технологии развития критического мышления и, таким образом, позволяет учителю, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, помочь учащимся стать более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учебе. Она дает реальную возможность создать в классе (группе) атмосферу партнерства. Учитель, получающий в руки технологию, а не готовые рецепты хороших уроков, обучается работать в режиме творческого соавторства, в готовности к обоснованным изменениям, принятию нестандартных и ответственных решений.
В арсенале каждого учителя, старающегося развить критическое мышление у учеников, есть свой индивидуальный набор приемов, которые он использует для решения поставленной задачи. Часто классические приемы критического мышления дополняются в таком случае личными наработками преподавателя, свойственными ему методами (направленными в первую очередь на развитие других умений и навыков, но в совокупности усиливающих развитие всех форм мышления), обрамляются характерной именно для него манерой ведения занятия. 
В таком уникальном сочетании различных приемов и методов и раскрывается мастерство учителя, его индивидуальность, определяется его место в такой сложной сфере, как ОБРАЗОВАНИЕ.
Последняя мысль неслучайна: именно она помогает определиться с одной из базовых установок эффективности установления межпредметной связи на уроках в частности (и технологии развития критического мышления в целом) и найти ответ на один из наиболее волнующих современных учителей вопросов – почему дети не хотят учиться?
Давайте рассмотрим эту проблему более пристально. Образование относят к сфере услуг. А в сфере услуг, как и вообще в экономике, спрос рождает предложение. Возникает проблема изучения направления спроса в век информатизации и компьютера – вектор этого направления давно перенаправлен, но учителя традиционно предлагают свои знания, ожидая на них спроса (но такое предложение заметно невостребованно). «Сотворить» спрос у учащихся - задача, которую следует решить педагогу в первую очередь, еще на фазе зарождения концепции занятия. И решить в партнерстве, в сотворчестве с учениками...
В литературе решение этой проблемы (словами "Продолжение следует» на самом интересном месте повествования) приписывают Александру Дюма, забывая, что еще раньше этот прием изобрела Шахерезада и сумела благодаря ему сохранить жизнь. Современному учителю точно так же жизненно необходимо заинтересовать учеников, стимулировать их желание прийти на следующий урок, а затем еще на следующий, стимулировать желание найти недостающую информацию из других источников, утолить свой информационный голод в книгах, видео-, аудиоматериалах по теме. Необходимо вести их за собой, увлекая в сотворчество, не разделяя процесс и продукт урока.
Подобного рода ситуация складывается в системе театра – в единстве актера и зрителя, в увлеченности действом… Зритель будто загипнотизирован, он верит происходящему, отдавая себе отчет в том, что это лишь игра. Так и учитель на уроке становится режиссером, управляющим своими «актерами», предлагающим разные формы работы, сочетающим их на своих уроках: предлагающим и индивидуальную работу, и групповую, и работу в парах.
Современный учитель становится режиссером с … Колумбовыми задачами. Он хочет открыть Америку, а команда хочет домой. Как увлечь матросов? Это большое и трудновыполнимое дело. Особенно в ситуации, когда Колумбов много, а Америка одна.
Выход в том, что Америка большая и открыть ее можно с разных сторон. То есть надо найти новый аспект проблемы, новый взгляд на нее, новое применение уже известному. На каждом следующем уроке непременно должно происходить самостоятельное открытие учениками нового с опорой на повторение старого. Полученные ранее знания не должны быть изолированными: их ценность, особенно для учащихся старших классов, определяется практикоориентированностью (они востребованы, значит, необходимы). Так же, как и не должно быть знаний по разным предметам, живущим своей обособленной жизнью в стенах одного кабинета – полученные на других уроках по другим предметам знания должны быть востребованы и на Ваших уроках.
Попытаемся определить и обозначить основные этапы формирования учащихся переносить межпредметные знания на  предмет «география» в зависимости от их возраста и ключевых компетенций (общих умений, знаний и навыков).
Первая ступень формирования умения учащихся переносить межпредметные знания может быть использована в большей мере в младших классах. Но поскольку на этой ступени могут быть решены первые две задачи использования межпредметных связей (изучение понятий собственного предмета, а также родственных для смежных курсов понятий), то и в старших классах учитель может его использовать, но в сочетании с более высокими ступенями.
Вторая ступень - обучение учащихся переносу знаний из предмета в предмет. Если на первой ступени учитель требовал от учащихся воспроизведения знаний того материала смежной дисциплины, который он привлекал в процессе объяснения, то теперь основное внимание уделяется самостоятельному применению обучающимися сведений из родственных курсов. Поэтому вторую ступень можно назвать ступенью использования знаний.
Основная цель третьей ступени заключается в том, чтобы обучить учащихся применять понятия, факты, законы и теории для иллюстрации единства мира, а также использовать общие законы диалектики для объяснения явлений, изучаемых на уроках. В связи с целями, стоящими перед данной ступенью, ее можно условно назвать обобщающей.
Обобщая сказанное, хотелось бы заметить, что выделенные ступени и этапы довольно условны. В практической работе учителя этапы обучения учащихся переносу знаний из предмета в предмет могут в значительной мере варьироваться. Основная цель использования ступеней и этапов состоит, во-первых, в упорядочении .работы учителей по реализации межпредметных связей в преподавании, во-вторых, они позволяют судить о достигнутых в работе результатах обучения, в-третьих, дают возможность оценить степень овладения учащимися умением переносить и использовать знания, полученные на занятиях смежных дисциплин.
Безусловно, это требует и от учителя особых умений, знаний и навыков. Так, для реализации межпредметных связей преподаватель (учитель) должен:

  • знать основные принципы организации учебно-методической работы по реализации межпредметных связей в процессе обучения;
  • понимать роль межпредметных связей в системе современного образования и видеть перспективы их развития;
  • иметь представление о структуре, классификации и особенностях реализации межпредметных связей в учебном процессе;
  • иметь представление о проблемах межпредметных связей на современном этапе развития системы образования;
  • знать психолого-педагогические проблемы реализации межпредметных связей в процессе обучения;
  • понимать психолого-педагогические аспекты обучения с использованием межпредметных связей;
  • иметь представление о структуре построения и функционирования дидактической системы межпредметных связей;
  • знать формы, методы и средства реализации межпредметных связей в процессе обучения.

У преподавателя (учителя) должны быть сформированы:

  • понимание значения межпредметных связей в формировании мировоззрения обучающихся;
  • концептуальный стиль мышления.

Преподаватель должен обладать:

  • знаниями программных средств, методов и приемов, способствующих реализации межпредметных связей;
  • умениями применять эти знания на практике, то есть соответствующей технологией обучения;
  • навыками ведения педагогического исследования.

Бесспорно, подобного рода задача не всегда реализуется в полной мере (это так называемый «человеческий фактор»), но перенять некоторые приемы установления межпредметных связей и вложить в каждый урок максимум сопутствующей информации способен каждый учитель.
Рассмотрим реализацию данных приемов на конкретном примере урока "Пути решения локальных геополитических  конфликтов" в 10 классе (см. Приложение(ppt в rar, 28mb)).
Предлагаемое занятие  является частью одного из занятий раздела "Глобальные проблемы человечества" в 10 классе или отдельным занятием спецкурса "Глобальные проблемы современного мира" в 11 классе. Он может, в зависимости от драматургии урока, как предварять тему, так и завершать ее.
Основной целью занятия является развитие умения находить конструктивные пути решения проблем на  материале геополитических конфликтов.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учащимися путей решения любых конфликтных ситуаций
Образовательная цель: добиться осознания и усвоения понятий «локальный конфликт», «геополитический конфликт»; показать потенциальные пути решения подобных конфликтов, определить наиболее эффективные с экономической и политической точки зрения.
Воспитательная цель: воспитать нравственные и эстетические чувства, эмоционально-ценностное позитивное отношение к себе и окружающему миру, способствовать пониманию идеи целостности мира; способствовать формированию мировоззрения и географической культуры личности, показать наиболее демократические и гуманистические пути выхода из любого конфликта.
Развивающая цель: Создать условия для развития образного и критического мышления, помочь увидеть межпредметные связи (осознать «неизолированность» географического знания от знаний из других областей науки).
Тип урока: Изучение нового материала.
Технология проблемного обучения, системный подход.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, парная со сменой партнеров по заданному признаку  в процессе занятия.
Средства обучения: раздаточный материал, презентация
Задачи:
- интеграция, межпредметность
- метапредметная постановка проблемы
- партнерское взаимодействие с культурой
- развитие критического мышления при анализе источников
- формирование целостной картины мира (а за ней - системного мышления).
Ход урока:
Презентация.
1. (слайд 1)
Звучит начало стихотворения А.Тарковского
«Я человек, я посредине мира,
За мною мириады инфузорий,
Передо мною мириады звезд.
Я между ними лег  во весь свой рост…»

(«Непрограммное» произведение – повышение общекультурного уровня учащихся) Задается тон урока, обозначается проблема: человек и Вселенная, человек в мире.
2. (слайд 2)
Объявляется тема урока «Пути решения локальных геополитических конфликтов».
3. (слайд 3) Глобальные проблемы человечества.
Схематично изображены все основные глобальные проблемы человечества в их взаимосвязи. Особо выделяется «Проблема сохранения мира» (краткое описание всех проблем с опорой на известный материал: повторение ранее пройденного на уроках географии) -  проблема, являющаяся результатом осознания последствий двух мировых войн ХХ века.
4. (слайд 4)
Предлагается рассмотреть крест внутригосударственных и межгосударственных конфликтов на оси «локальные» - «глобальные» конфликты.
5. (слайд 5)
Дается определение глобального конфликта, рассматриваются основные примеры глобальных конфликтов: трагическими примерами подобных конфликтов стали две мировые войны, жертвами которых стали сотни миллионов людей, а результатом - создание оружия массового поражения (даются фото- и видеофрагменты, иллюстрирующие данное положение; связь географии и истории), что приводит к понимаю того факта, что третья мировая война станет последней.
6. (слайд 6)
Ставится проблема: как оценить масштабы конфликта? Предлагается несколько определений «крупного конфликта». (Связь географии и математики, вспоминается теория относительности – смежное явление физики и математики, категории философии)
Постановка этической задачи: не являются ли подобные определения так называемой «дьявольской арифметикой»? «Разброс» сотнями человеческих единиц на практике является отражением горя конкретных живых людей.
После обсуждения дается определение вооруженного конфликта, данное специалистами Уппсальского университета: они определяют вооруженный конфликт как «противоречие по поводу власти или территории, которые оспариваются путем применения вооруженной силы, в результате чего погибло по меньшей мере 25 чел» (анализируется: определяются согласные и несогласные с этим определением).
7. (слайд 7)
Но любой глобальный  конфликт есть высшая стадия развития и слияния так называемых локальных конфликтов, коих на земле полыхает перманентно не менее десятка.
(Эмоциональная составляющая: учащимся дается информация о том, что ПО ПОДСЧЕТАМ УЧЕНЫХ, ПОСЛЕ 1945 ГОДА МИР «НЕ ВОЕВАЛ» ВСЕГО 26 дней. Т.е. постоянно где-то в мире происходят локальные вооруженные конфликты)
8. (слайд 8)
Дается определение «локальному конфликту» (определение взято из «двуязычного» англо-русского политического словаря, что сводит к минимуму вероятность «lost of translation» в определении – опора на знание иностранных языков), предлагается подобрать синонимические замены этому термину-словосочетанию, которые можно встретить в СМИ. Фиксируется внимание на том, что преимущественно данные синонимы носят эвфеминистический характер (данное задание отражает интеграционные связи урока с курсом русского языка). Совместными усилиями (с опорой на авторитетные источники – предложен для анализа фрагмент из доклада ООН о локальных конфликтах в мире, 2003г) удаляем из списка синонимов словосочетания «противопартизанские (контртеррористические) операции».
9. (слайд 9)
Вниманию учащихся предлагается политическая карта мира с выделенными очагами локальных конфликтов (на момент проведения урока). Определяется, что более трети всех конфликтов протекает в Африке, в Азии насчитывается четыре конфликта, в Латинской Америке и на Ближнем Востоке - по два, в Европе - один (Южная Осетия – на момент урока).
(Работа с картой)
10. (слайд 10)
Описание Южноосетинского конфликта и оценка его жертв в аналитических источниках с противоположных сторон. Задается вопрос: к какому типу конфликтов можно его отнести (ответ с опорой на новые знания)? В чем его причина?
11. (слайд 11)
Определяются версии причин конфликта – приведены цитаты из разных источников. Параллельная работа над заданием в раздаточных материалах по парам.
Задание: Проанализируйте (в парах) отрывки из статей в СМИ и назовите 3 официально озвученные  причины конфликта:
1) 8 августа президент Южной Осетии Эдуард Кокойты сообщил о многочисленных жертвах среди мирных жителей Южной Осетии и обвинил президента Грузии Михаила Саакашвили в геноциде осетинского народа
Причина ______________________________
2) Командующий грузинскими миротворцами Мамука Курашвили назвал действия Грузии в Южной Осетии «операцией по наведению в Цхинвальском регионе конституционного порядка»
Причина ______________________________
3) Президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов заявил, что эскалацию конфликта в Южной Осетии следует рассматривать в контексте того, что «США вместе со своими союзниками из Западной Европы делают всё, чтобы окончательно вытеснить Россию с Кавказа».
Причина ______________________________
4) По мнению президента Венесуэлы Уго Чавеса, США использовали Грузию для того, чтобы ослабить влияние России до минимума
Причина ______________________________

ПОДСКАЗКА: межэтнический конфликт, геополитические причины,  борьба с сепаратизмом
(в данном задании отражен прием установки на проблему выбора при работе с тестовыми формами работы: либо один из 4 ответов не подходит ни под один из вариантов ответа, либо 1 ответ требует 2 иллюстрационных примеров. Задание ориентировано на подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ.  Подсказки к заданию ставят учащихся в ситуацию успеха, упрощая выполнение задания).
Постановка переходного вопроса: От чего зависит разрешение конфликта?
12. Ответ на поставленный вопрос требует расширения заявленного понятия. Урок выходит из области геополитических знаний на общенаучный и общекультурный уровень.
(слайд 12) Дается определение конфликта в целом, предлагается образная цитата Ч. Ликсона («Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс»).
Отмечается, что в литературе конфликт двигает сюжет, в природе - формирует лик земли, в геополитике - изменяет расстановку сил и меняет политическую карту и т.д.
Сама природа любого конфликта в природе, провоцирующей кризис, требующий разрешения - но необязательно силового. Главное, чтобы он выводил на качественно новый уровень развития.
13. (слайд 13, гиперссылки последовательно на слайды 14-17)
Предлагается 4 основных пути решения конфликтов (по Т.Кеннету): избегание, приспособление, конкуренция, компромисс.
(в дальнейшем дается характеристика данных путей с иллюстрациями из разных областей знаний. Выбор линии параллелей зависит от профиля класса. Если у обучаемых в процессе появляются собственные примеры, это - признак участия учеников в полилоге).
14. (слайд 14)
Характеристика пути избегания конфликта, иллюстрации.
В живой природе: поведение животных перед извержением вулкана или иным проявлением сейсмической активности Земли.
В литературе: Чацкий с его «Прочь из Москвы…Карету мне, карету!», а также еще более наглядный пример избегания конфликтов с окружающей действительностью – жизнь И.И. Обломова.
В геополитике: проблема южных Курил («северных территорий»), от решения которой (периодически напоминая друг другу о ее существовании) вот уже более полувека уходят Россия и Япония.
В истории России: линия поведения А.И. Деникина, который после эмиграции из России не примыкал ни к одной антисоветской организации.                        .
В лингвистике: сохранение дореволюционных норм языка у потомков эмигрантов 1 волны.
(возврат по гиперссылке к схеме)
15. (слайд 15)
Характеристика пути изменчивости, приспособления к конфликту, иллюстрации.
В литературе: чиновники и Хлестаков в комедии Гоголя "Ревизор"
В живой природе: бабочка "мертвая голова", цветочный паук и любые иные примеры мимикрии
В истории и геополитике: Муаммар Каддафи после прихода к власти в Ливии в 1969 году провозгласил создание арабского государства, но берберы-немусульмане, живущие на южных окраинах страны, в эту концепцию не вписывались. Им было предписано либо покинуть свои земли, либо… принять ислам и арабские имена. Что они и сделали.
В истории культуры:  изменение языческих праздников после прихода христианства: пример Масленицы – языческого праздника, приспособившегося к христианской традиции
В лингвистике: аккомодация и ассимиляция звуков.
(возврат по гиперссылке к схеме)
16. (слайд 16)
Характеристика пути конкуренции, сопротивления.
В живой природе наиболее широко распространено – например, львы дерутся за территорию или самку.
В литературе: Ленский и Онегин
В истории культуры: Моцарт и Сальери
В лингвистике: редукция (под внешним воздействием ускоряющегося ритма жизни побеждает закон экономии речевых усилий).
В геополитике: многолетнее противостояние СССР и США, НАТО и Организации варшавского договора
 (возврат по гиперссылке к схеме)
17. (слайд 17)
Характеристика пути компромисса.
В геополитике: СНГ – на месте развалившегося в результате конкуренции СССР появляется "компромиссный СССР" – СНГ.
В лингвистике: вытеснение из активного языка историзмов и профессионализмов, но сохранение их как элементов художественного стиля.
В живой природе: акула и рыба-прилипала
В литературе: Татьяна Ларина с ее «Я вас люблю (К чему скрывать), но я другому отдана и буду век ему верна…»
В истории культуры - сам А.С. Пушкин с хрестоматийным высказыванием: "Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать".
(возврат по гиперссылке к схеме)
18. 
Раздаются карточки и учащимся предлагается по парам выполнить 3 задание: Проанализируйте текст карточки. Определите, какой вариант поведения в конфликте выбран его участниками. Найдите среди обучающихся схожий вариант карточки и объединитесь в мини-группу (должно образоваться 4 мини-группы: «Компромисс», «Избегание», «Конкуренция» и «Приспособление»).

Примеры карточек с описанием поведения сторон в конфликте (информация географического и общекультурного характера):

 

«Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?"
(М.Лермонтов «Бородино»)

 

«Распространение веры христианской вызвало гонение на христиан. Они были весьма жестоки: их подвергали самым ужасным, невероятным мучениям.
Вынужденные таиться, первые христиане собирались в катакомбах, предназначенных для погребения усопших., Катакомбы были для первых христиан и церковью, и кладбищем, а для некоторых и домом, в котором гонимые скрывались глубоко под землей от римских властей.»
(Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003.)

 

«В 1632  был опубликован  замечательный труд Галилея  Диалоги о двух важнейших системах мира – Птолемеевой и Коперниковой (Dialogo sopra i due massimi sistemi del mondo ptolemaico e copernicano).  Книга никогда бы не была издана, не поступи Галилей хитро: в предисловии к книге, усыпляя бдительность цензуры,  он заявлял, что хотел лишь подтвердить справедливость запрещения учения Коперника.»
(по Шмутцер Э., Шютц В. Галилео Галилей. М., 1989)

 

«Так продолжалось до эпохи Великого переселения народов, когда с Волыни сюда стали просачиваться славяне. В V–VI веках эта часть даков, подпав под их власть, утратила свой язык и, адаптировавшись к обстоятельствам,  перешла на славянское наречие, естественно, исковеркав его. Из даков, подчинившихся римлянам, вышли румыны и молдаване. А из тех их остатков, которые признали превосходство славян, – нынешние галичане. Таким образом, не будет преувеличением сказать, что галичане – это, по сути, славянизированные молдаване.»
(О.Бузина «Тайная история Украины-Руси». – Киев.: Довира, 2008))

 

 

« … в Европе, по сути, существовало 2 мощные силы: Советский Союз и гитлеровская Германия. Обе страны вели скрытую политику расширения сфер влияния, готовую подчас перерасти в прямую агрессию. После захвата Германией  Польши, а затем – против Нидерландов, Франции и других европейских стран, война между Германией и СССР стала всего лишь вопросом времени… Летом 1941 года нападение Германии на СССР вывело противостояние стран-агрессоров на стадию силового решения…» (Войны ХХ века. – М.:Слово, 2008)

 

«Нидерланды – страна на окраине Евразиатской литосферной плиты. Земля буквально уходит из-под ног голландцев – край плиты медленно опускается. Начиная с I века голландцы начали борьбу с природой - они стали возводить дамбы. Процесс строительства дамб не останавливается и по сегодняшний день, только таким образом удается выживать в единоборстве с водной стихией, периодически выходящей из берегов.»
(Как Нидерланды отвоевывали сушу. – Занимательная география. – М.: Просвещение, 1994)

 

«…Главной силой этнополитического  конфликт ав Северной Ирландии,  была противодействовавшая Великобритании Ирландская Республиканская Армия(ИРА).
Обострение ситуации в 1998г вынудило британскую сторону начать переговоры, в результате которых  правительство обещало не преследовать боевиков, а  ИРА заявляла о временном прекращении военных действий.
PS:Несмотря на политические соглашения, конфликт по-прежнему остаётся неразрешённым. В Северной Ирландии в настоящее время продолжают существовать милитаризированные организации, в том числе большинство течений ИРА.»
(Современный политический словарь. – М.:Вече,2008)

 

 

 

 

«Начало созданию Антигитлеровской коалиции  было положено заявлениями о взаимной поддержке, сделанными правительствами СССР, США и Англии после нападения гитлеровской Германии на СССР, англо-советскими и советско-американскими переговорами летом 1941, подписанием 12 июля 1941 советско-английского соглашения о совместных действиях в войне против Германии. На протяжении всей войны внутри коалиции боролись две политические линии — линия СССР и линия западных держав. Обе стороны стремились подчинить ведение войны и решение послевоенных проблем своим идеологическим и экономическим интересам…Приближение победы над общим врагом показало слабость этого союза, а победа мгновенно поставила бывших союзников на грань новой войны. На этот раз между собой.»
(Типпельскирх К. История Второй мировой войны. СПб.:Полигон; М.:АСТ,1999)

 

«8 декабря 2009 года Союзному государству России и Белоруссии исполнилось 10 лет. Граждане России и Белоруссии уже имеют свой особый союзный правовой статус. В то же время спроси любого из них: чувствует ли он, что живет в Союзном государстве, и ответ будет однозначно отрицательный. Потому что, хоть и привыкли россияне и белорусы ездить в соседнюю страну без виз и паспортного контроля, но в кошельках у них по-прежнему разные валюты. «Союзное государство - это проект, имеющий огромную перспективу, - уверен гендиректор Центра по изучению постсоветского пространства Алексей Власов, -Теперь необходимо наполнять договоренности конкретными делами. И при этом помнить, что за интеграционный процесс всегда нужно платить, то есть быть готовым идти на определенные уступки своему партнеру»
(Наталья Коваленко 8.12.2009, РИА Новости)

 

 

«В июле 1934 Германия с целью поглощения Австрии инсценировала с помощью австрийских нацистов вооруженный путч в Вене. В июле 1936 фашистская Германия навязала Австрии соглашение, в соответствии с которым Австрия объявлялась "вторым германским государством" и фактически обязывалась подчинить свою политику интересам рейха. Опасаясь, что во время назначенного на 13 марта 1938 плебисцита (голосования) о судьбе Австрии австрийский народ выскажется против аншлюса (нем. Anschluss — при-
соединение), гитлеровская Германия 11—12 марта оккупировала Австрию. 13 марта был опубликован закон "О воссоединении Австрии с Германской империей", согласно которому Австрия объявлялась "одной из земель Германской империи". …В апреле 1945, после освобождения Австрии, её независимость была восстановлена.
(Политический словарь. – М.:Слово, 2008)

 

19. (слайд 18)
Проблемный вопрос: какой вариант разрешения конфликта избран в ситуации вокруг Южной Осетии?

По итогам разделения по парам вновь созданные группы выполняют 4 задание: Проанализируйте во вновь созданной группе оба текста на карточках и попытайтесь оценить: полностью ли разрешен конфликт? Почему?
Каждой группе предлагается найти негативные последствия такого решения конфликта:
А) оттягивание конфликта или поражение одной из сторон.
Б) потеря определенных возможностей развития - навсегда или на время - ассимиляция.
В) Конкуренция - выигрыш одного за счет проигрыша (гибели) другого - теряется разнообразие.
Г) Компромисс – всегда до поры до времени. Оттягивание конфликта
Какой вариант на сегодняшний день избран в южноосетинском конфликте? Идеален ли он? Что подтверждает это? (Южная Осетия как государство признана только 4 государствами… Кстати, какими?)

20. (слайд 19)
Подытоживающий фрагмент из газеты «Геральд Трибьюн»:
«…сколь угодно долго могут лидеры стран-гигантов, отвоевывающих сферы присутствия чужими руками, выдвигать  убедительные версии причин этой бойни. Сколько угодно могут рассуждать об этом политики и журналисты... Когда противоборствующие стороны всех уровней точно поймут свое место и свою роль на шахматной доске истории и политики, тогда они сумеют, хочется верить, найти конструктивное решение..." (Уильям Сэфайр, обозреватель, 12.09.08)
Ни один из путей не подошел – конфликт не разрешен окончательно. Требуется пятый путь. Пятый элемент, позволяющий решить конфликт, не разрешаемый четырьмя ранее известными путями.
21. (слайд 20)
Фрагмент из фильма «Пятый элемент» - мысли главной героини при виде непрекращающихся бессмысленных войн на планете Земля, которую она должна спасти… (привлечение занимательного, внешне не связанного с темой урока материала – показывается, что знания, полученные на уроке, могут способствовать более углубленному анализу внешкольной информации).
Героиня фильма - инопланетное существо. Она просто посмотрела на наши проблемы своим взглядом.... И ее фраза о том, что «все эти люди воюют вовсе не за то, о чем говорят», подводят к мысли: решение конфликта – в осознании всеми участниками истинных его причин.
Необходимо найти тот путь, при котором всем хорошо, все так или иначе удовлетворены и готовы созидать вместе. Как называется этот путь?
Сотрудничество, ситуация успеха для всех в условиях созидания на общее благо.
22. Иллюстрация пути сотрудничества (дополняется учениками)
Правильное понимание глубинных причин конфликта и готовность сторон к пониманию преимуществ сотрудничества - основа оптимального разрешения любого конфликта.
Самый непримиримый конфликт в Израиле (между арабами и евреями) с 25 декабря по 8 января стихает, потому что стабильность в этот период выгодна всем.
Пример сотрудничества христиан и иудеев прекрасно описан в пьесе Г.Горина «Поминальная молитва» по мотивам произведений Шолом-Алейхема о "Тевье-молочнике"  (можно продемонстрировать фрагмент спектакля «Поминальная молитва» московского театра «Ленком»): «В деревне Анатовка испокон века жили бок о бок иудеи и  православные. Жили дружно: что плохого, если сосед мне коров в субботу подоит, а я - в воскресенье?»
(геополитический вопрос арабо-израильского конфликта: интеграция географии и новой\новейшей истории; связь с литературой 20 века – опережение по программе школьного курса литературы)
В сотрудничестве и скрывается тот самый "Пятый элемент" конфликтологии.
23. Рефлексия.
А как же быть с другими геополитическими конфликтами?
(Возвращение к слайду 9 - карта конфликтов)
Более сложными и на первый, и на второй взгляд? Для них пока возможны первые 4 варианта. Временно. До тех пор, пока не созреют  условия для реализации того самого пятого элемента, который приблизит друг другу конфликтующие стороны и позволит начать строительство «моста сотрудничества» между двумя берегами.


Подождем.
24. (слайд 22)

Звучит окончание стихотворения А.Тарковского (эмоциональный эффект придает впервые за урок использованная фоновая музыка – тема дружбы из к\ф «Свой среди чужих, чужой среди своих» (Э.Артемьев)) :
«Я человек, я посредине мира,
За мною мириады инфузорий,
Передо мною мириады звезд.
Я между ними лег  во весь свой рост…


Два берега связующее море,
Два космоса соединивший мост.»

(«мост сотрудничества» между двумя берегами - идея слияния, идея бесконфликтного существования человека в мироздании, идея ответственности человека за окружающий мир: конфликты человека разрушают единство миров… Вечная философская максима: «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи,» - св. Серафим Саровский).

Далее урок может иметь продолжение в виде дискуссии или диспута о «теории сотрудничества» П.А. Кропоткина, но этот материал стоит рассмотреть отдельно  в другой публикации.
На основе же вышеизложенного можно сделать следующие выводы: в современных условиях возникает необходимость формирования у учащихся не частных, а обобщенных умений, обладающих свойством широкого переноса. Такие умения, будучи сформированными в процессе изучения какого-либо предмета (в нашем случае – географии), затем свободно используются учащимися при изучении других предметов и в практической деятельности.
Как можно заметить, выявление и последующее осуществление необходимых и важных для раскрытия ведущих положений учебных тем межпредметных связей позволяет:
а) снизить вероятность субъективного подхода в определении межпредметной емкости учебных тем;
б) сосредоточить внимание учителей и учащихся на узловых аспектах учебных предметов, которые играют важную роль в раскрытии ведущих идей наук;
в) осуществлять поэтапную организацию работы по установлению межпредметных связей, постоянно усложняя познавательные задачи, расширяя поле действия творческой инициативы и познавательной самодеятельности школьников, применяя все многообразие дидактических средств для эффективного осуществления многосторонних межпредметных связей;
г) формировать познавательные интересы учащихся средствами самых различных учебных предметов в их органическом единстве;
д) осуществлять творческое сотрудничество между учителями и учащимися;
е) изучать важнейшие мировоззренческие проблемы и вопросы современности средствами различных предметов и наук в связи с жизнью.
В этом находит свое выражение главная линия межпредметных связей. Однако эти связи между отдельными предметами имеют свою специфику, которая накладывает отпечаток на преподавание. Реализация межпредметных связей способствует систематизации, а, следовательно, глубине и прочности знаний, помогает дать ученикам целостную картину мира.
При этом повышается эффективность обучения и воспитания, обеспечивается возможность сквозного применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках по разным предметам.
Творческое сотрудничество между учителями и учащимися, раскрывающееся на таких уроках, усиливается через иллюзию сотворчества (когда тщательно подготовленный учителем урок предстает перед учениками как только что совместными усилиями созданный), а обучение через сотворчество позволяет формировать личность, склонную к сотворчеству в любых обстоятельствах для решения любых конфликтных ситуаций.

 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru